Механизм коленчатого вала и его роль в работе скутера
Каждый узел или деталь конструкции скутера выполняет свою определенную функцию, а их слаженная работа обеспечивает комфортную эксплуатацию этого транспортного средства. Одну из важных ролей в системе двигателя играет коленчатый вал. Он призван превращать возвратно — поступательную энергию движения поршня во вращательную и последующую передачу ее на генератор, сцепление, коробку передач и заднее колесо скутера.
Механизм коленвала состоит из:
- сальников;
- подшипников;
- полуосей;
- двух массивных дисков;
- шатунной шейки.
Шатунная шейка находится между дисками и смещена от оси к их наружному краю. На нее крепится нижняя головка шатуна, который соединяется посредством игольчатого подшипника и пальца с поршнем. На одной из полуосей установлен генератор и крыльчатка системы охлаждения скутера, на другой — механизм сцепления, вариатор или цепная передача. Диски коленчатого вала вместе с нижней головкой шатуна помещены в картер и фиксируются с помощью установленных на полуоси подшипников и сальников. Коленвал выполнен из высокопрочной стали, поэтому его замена происходит крайне редко, однако детали системы (сальники и подшипники) со временем истираются и требуют замены.
Как определить износ деталей коленчатого вала?
Причинами проведения диагностики деталей коленвала могут стать:
- подтекание масла из картера;
- вибрация мотора при движении;
- потеря мощности двигателя;
- наличие посторонних шумов в двигателе.
Чтобы диагностировать поломку или сбой в работе коленвала необходимо произвести демонтаж цилиндра и поршня двигателя. Для этого необходимо:
- зафиксировать скутер на центральной подножке;
- снять сидение и обвес под ним для доступа к двигателю;
- отсоединить колпачок с силовым кабелем от свечки;
- выкрутить саму свечу;
- отсоединить все шланги и провода;
- демонтировать кронштейн с коромыслами, открутив перед этим крепежные болты;
- отметить звено цепи и зубец звездочки, который ему соответствует, и зафиксировать проволокой цепь, во избежание проскальзывания ее в картер;
- снять головку цилиндра, открутив четыре болта;
- удалить прокладку;
- осторожно снять цилиндр;
- демонтировать поршень, палец и игольчатый подшипник;
- очистить верхнюю головку шатуна от загрязнений средством для очистки (промывки) карбюратора;
- вставить обратно игольчатый подшипник и палец.
После этих процедур можно приступать к диагностике механизма коленчатого вала и сначала следует проверить износ верхней головки шатуна.
Для этого нужно аккуратно взяться за выступающие концы пальца и пошевелить шатун в стороны, при этом определяя горизонтальный люфт. Допускается присутствие слабого движения шатуна вправо — влево.
После этого проверяется вертикальный люфт движением верхней головки шатуна вверх — вниз. Наличие даже незначительных колебаний свидетельствует об износе деталей, но это могут быть всего лишь палец или игольчатый подшипник. Если наличие вертикального люфта не исчезло после их замены — значит, причина в неисправности коленвала и он подлежит замене.
Для проверки износа нижней головки шатуна необходимо:
- освободить верхнюю головку от пальца и подшипника;
- сомкнуть указательные пальцы обеих рук внутри верхней головки;
- подложить средние пальцы под шатун возле указательных;
- проверить горизонтальный люфт (небольшие смещения считаются нормой);
- выставить шатун строго посредине не касаясь боковых деталей;
- пошевелить пальцами нижнюю головку при этом, строго следя, чтобы шатун не смещался в стороны и не ударял по щечкам;
- наличие вертикального люфта подтверждает износ сальников и коренных подшипников, а возможно и самого коленчатого вала и его необходимо заменять новым.
Советы по уходу и замене коленчатого вала скутера
Для продления сроков эксплуатации механизма коленвала необходимо вовремя доливать масло в картер скутера, а так же своевременно производить его замену. Если не менять долго масло в картере скутера — это приведет к его загрязнению пылью и частичками мусора от выработки деталей. От этого масло станет более вязким и не сможет в полной мере обеспечить смазку деталей. В конечном итоге это обернется заменой или ремонтом коленчатого вала и его составляющих.
Замену коленвала лучше доверить профессиональному механику сервисного центра, так как данная процедура требует не только точности и умения, но и множества специальных приспособлений и механизмов. Разборка, замена подшипников и сальников и сборка коленчатого вала в домашних условиях требует большого внимания, точности и соблюдения технологического процесса. Неправильно проведенный ремонт и сборка в дальнейшем неизменно приведет к более серьезным поломкам скутера. Поэтому не стоит экономить на сервисном ремонте, а качественные запасные части для него можно заказать на сайте по доступной цене. Удачи на дорогах!