Рулевая колонка обеспечивает моментальную передачу движения от руля к переднему колесу скутера, что предоставляет ему возможность совершать разнообразные манёвры — обгоны, повороты и развороты. Наличие двух подшипников рулевой колонки способствует минимизации силы трения рулевой колонки о раму скутера. В разных моделях скутеров устройство системы рулевого управления отличается расположением шариков рулевой колонки — у одних они размещены в специальной обойме, у других — просто насыпные.
Однако такое конструктивное решение практически не влияет на работу руля и переднего колеса скутера. Когда подшипники новые — руль поворачивается при малейшем движении скутериста, обеспечивая идеальную управляемость транспортным средством. Но с течением времени при интенсивной эксплуатации подшипники рулевой колонки изнашиваются, что приводит к появлению люфта, а потом и подклиниванию руля скутера.
Определение неполадок и регулировка подшипников
Чтобы определить наличие люфта нужно:
- установить скутер на основную подножку, подложив под нее широкую доску или кирпич;
- приподнять переднее колесо, чтобы оно оторвалось от земли;
- взяться за низ передней вилки обеими руками;
- покачать колесо по ходу движения скутера вперед — назад и вправо — влево.
Если детали рулевой колонки исправны и не изношены — люфта быть не должно. В случае обнаружения даже незначительного люфта следует принимать меры по его устранению. Для начала нужно попытаться устранить люфт с помощью регулировки подшипников.
Для устранения люфта рулевой колонки необходимо:
- снять передний обвес скутера для обеспечения доступа к системе;
- отпустить контрагайку с помощью рожкового ключа;
- подтягивать ключом регулировочную гайку, проворачивая при этом руль влево — вправо.
Если на каком-то этапе регулировки стало ощущаться заедание руля — подшипники (или один из них) пришли в негодность. Если же движения стали немного трудными — следует немного отпустить регулировочную гайку. В идеале руль должен реагировать на малейшее движение руки, свободно, но без люфта. После регулировки нужно закрутить контрагайку.
Разборка и ремонт подшипника рулевой колонки
Разборку рулевой колонки скутера следует проводить на ровной чистой площадке, предварительно приготовив несколько емкостей для складывания шариков. Так же необходимо запастись чистой ветошью и ремонтными ключами для скутера.
При ремонте или замене подшипников колонки руля нужно:
- установить скутер на основную подножку, подложив под нее кирпич;
- приподнять переднее колесо, чтобы оно не касалось пола;
- снять передний обвес скутера, закрывающий верхнюю часть рулевой колонки;
- демонтировать тормозной механизм переднего колеса, сняв суппорт или отсоединив тросик (в зависимости от вида тормоза);
- снять переднее колесо;
- открутить болты крепления руля;
- отсоединить руль с приборной панелью и убрать его в сторону;
- открутить контрагайку;
- окрутить регулировочную гайку подшипников;
- снять крышку верхнего подшипника;
- демонтировать обойму подшипника (если шарики находятся в ней);
- аккуратно вынуть вилку, не допуская рассыпания шариков (если они насыпные);
- демонтировать нижний подшипник.
Замена подшипников и сборка рулевой колонки
После этого необходимо тщательно протереть детали системы, и осмотреть обоймы и шарики на предмет повреждений и износа. Если насыпные шарики не имеют видимых деформаций, потертостей и других механических повреждений — их можно использовать повторно. Если же их состояние не внушает доверия — необходимо заменить их новыми. Перед установкой нижнего подшипника поверхности, соприкасающиеся с ним необходимо смазать специальной пластичной смазкой для подшипников, смазать сам подшипник (если он в обойме) или шарики (если обоймы нет). Насыпные шарики следует установить по кругу на смазку так, чтобы они не рассыпались при возвращении вилки на место.
После этого нужно:
- аккуратно установить вилку, чтобы не нарушить выставленных по кругу шариков;
- проверить правильность установки деталей нижнего и верхнего подшипников;
- закрутить регулировочную гайку, правильно настроив систему подшипников;
- закрутить контрагайку;
- присоединить и прикрутить на место руль;
- проверить четкость настройки системы рулевой колонки;
- произвести монтаж переднего колеса;
- присоединить элементы тормозной системы;
- провести пробный заезд на скутере.
Если руль послушен и реагирует на движение рук скутериста, нет заедания и люфта — значит ремонт и настройка произведены правильно. Если движения руля Затруднены — следует отпустить контрагайку и отрегулировать подшипники снова. После удачного пробного заезда можно крепить элементы обвеса на место — ремонт удался!