Коленчатый вал одна из основных деталей в устройстве скутера, от исправности которой зависят большинство систем данного транспортного средства. Подшипник коленвала скутера обеспечивает передачу двигательной силы от цилиндропоршневой группы на заднее колесо скутера. При этом возвратно-поступательные движения преобразуются валом во вращательные. Кроме того, коленчатый вал обеспечивает работу сцепления и генератора скутера, вращая элементы их конструкций.
Стоит отметить, что вращение самого коленвала происходит за счет шариковых подшипников, расположенных на его полуосях. И хотя вся система коленчатого вала находится в картере двигателя (то есть постоянно смазывается достаточным количеством масла), износ сальников и подшипников требует их периодической замены. Эксплуатация скутера с поврежденными или деформированными шариками приводит к появлению посторонних шумов, скрежета, хруста в области двигателя, невозможности завести скутер с первого раза, сбоям в работе узлов и систем транспортного средства. В конечном итоге несвоевременная замена такой незначительной детали как подшипники коленвала может обернуться серьезным ремонтом двигателя.
Разборка скутера и замена подшипников коленчатого вала
Произвести замену подшипников коленвала — дело очень трудоемкое, но в условиях обычного гаража проделать это вполне возможно. Для всех необходимых манипуляций необходимо иметь под рукой стандартный набор ключей для ремонта, а так же специальные съемники для разбора движка. К тому же нелишне запастись емкостью для слива масла из системы, ветошью и феном для строительства (или обычным утюгом).
Итак, чтобы добраться до коленчатого вала скутера следует демонтировать:
- цилиндр;
- маслонасос;
- генератор;
- стартер
- поршень;
- карбюратор.
Необходимо снять все, что мешает свободному доступу к картеру движка. Не забудьте перед этим слить всё масло из системы. Перед непосредственной разборкой картера необходимо обернуть шатун ветошью, чтобы в процессе не повредить его.
Теперь можно приступать к «расколу движка» и извлечению подшипников вала:
- следует выкрутить 8 болтов, скрепляющих половинки блока;
- отсоединить и отделить половинки друг от друга. На этом этапе иногда возникают трудности, поэтому лучше всего воспользоваться для этой процедуры съемником;
- вынуть коленвал вместе с подшипниками (сальники при этом остаются в обойме блока);
- с помощью специального съемника демонтировать старые изношенные подшипники с полуосей вала.
Перед установкой новых подшипников их следует очистить от консервационной смазки, хорошо протерев ветошью. При этом нужно следить, чтобы на самом подшипнике не осталось волокон после протирания.
Можно приступать к монтажу подшипника на полуось:
- необходимо зажать в тисках коленвал полуосью вверх (перед этим можно подержать его некоторое время в холодильнике);
- разогреть феном или утюгом внутреннюю обойму подшипника;
- одеть подшипник на саму полуось;
- запрессовать его на свое место с помощью трубы, соответствующего диаметра из мягкого металла;
- аналогично установить и другой подшипник, строго следя, чтобы он стал ровно, без перекосов.
Несколько советов.
Во избежание самых распространенных ошибок при покупке и замене подшипников коленчатого вала помните:
- никогда не стоит покупать подшипник на рынке или «с рук», особенно со следами ржавчины и отсутствием консервационной смазки. Так же при покупке следует обратить внимание на сами шарики и заклепки между ними. Если металлический предмет оставляет след на шарике (царапину) — такая деталь не прошла закалку и очень быстро придет в негодность. Заклепки сепаратора не должны болтаться, а шарикам надлежит надежно и плотно «сидеть» в своих гнездах;
- все процедуры нужно проводить в чистом помещении, чистым инструментом и материалами, при этом тщательно очищая места установки новых запчастей;
- при монтаже подшипников не следует применять излишнюю силу, лучше пользоваться разностью температур коленвала и подшипника (при холоде металл сжимается, а при нагреве расширяется);
- с осторожностью используйте строительный фен, ведь его рабочая температура достигает 800, а то и 1000 градусов. Для нагрева лучше воспользоваться обычным утюгом — в этом случае не стоит бояться перегрева.
И еще, правильно поменять подшипники коленчатого вала сможет не каждый, даже опытный водитель. Поэтому такую замену лучше провести в сервис — центре или с помощью опытного друга — специалиста, который поможет и выбрать хорошую деталь, и правильно ее установить.